Unofficial Russian Grand Funk Railroad Site
История Grand Funk history-logo.jpg
The story of American Band

Название для группы было придумано во время очередного мозгового штурма, которые регулярно проводились Терри, Марком, Доном и Мелом. У Терри была песня The Grand Funk Railroad, которая обыгрывала название железнодорожной ветки The Grand Trunk Western Railroad, проходящей через город к одному из заводов. Терри заменил слово Trunk на Funk - название музыкального стиля - одной из составляющих музыки будущей группы. Название оказалось весьма удачным и даже обладало особым звучанием. В дальнейшем, для краткости, слово Railroad стали опускать. Так, что группу часто называют просто Grand Funk.

Впервые Grand Funk выступил на публике в марте 1969 года в г. Буффало, штат Нью Йорк, на бесплатном концерте под крышей ангара в местном аэропорту. Терри рассматривал этот концерт как обкатку новой группы. “Это был удручающий провал, - вспоминал впоследствии Терри. – Публика была в состоянии такого безразличия, что мы немедленно стали менять поведение группы на сцене.” Этот первый концерт позволил ребятам понять, что нужно делать, чтобы завести публику. Теперь практически все уже было готово для успеха.

Терри взял кредит в $500 и арендовал студию для записи демонстрационной пленки. Затем Grand Funk арендовал фургон, на котором направился в штат Джорджия, на поп фестиваль в Атланте. Первое же их выступление на фестивале привело 180,000 зрителей в неописуемый восторг. Им пришлось повторить свое выступление и в следующие два дня. Вряд ли Терри и сами музыканты ожидали такого триумфа, но локомотив под названием Grand Funk Railroad взял старт и ничто уже не могло его остановить. Слух о новой супергруппе начал расползаться по США, привлекая толпы фанатов рок’н’ролла на другие фестивали. Феномен GFR заключался в том, что это была супергруппа составленная из практически неизвестных музыкантов, в том, что популярность они завоевали вопреки противодействию критиков и шоу бизнеса. Это была поистине народная группа, добившаяся успеха одними только выступлениями на рок фестивалях.

gfr1970.jpg

Фирма звукозаписи, которая издавала альбомы группы The Pack, в свое время была поглощена компанией Capitol Records. Таким образом Терри с новой группой как бы автоматически перешли под крыло этой компании. Видя ошеломляющий успех GFR, представители Capitol поспешили заключить контракт с GFR и выпустить первый диск, пока интерес публики не ослаб (все считали успех группы временным, достигнутым только благодаря маркентиговым трюкам Терри). Первый альбом, названный On Time, был записан всего за три дня и вышел в августе 1969 года. В него вошли песни уже имевшие успех на фестивале в Атланте. После этого альбома многие критики со злорадством отмечали, что композиции GFR слишком примитивны. Но они сильно ошибались.

Я (Ed.) могу согласиться, что на первый взгляд, вернее после первого прослушивания, такое впечатление может создаться у тех, кто слушал до этого Beatles или Led Zeppelin. Музыка кажется монотонной и примитивной. Но потом у этой музыки обнаруживается загадочное свойство очаровывать слушателя и не отпускать его, заставляя слушать альбом еще и еще. Критики, привыкшие разлагать игру музыкантов на составные части и затем чисто умозрительно их анализировать, были неспособны понять истинные причины успеха GFR. Критика начинает придумывать разные теории на эту тему, главная из которых гласит что успех Grand Funk - это просто результат рекламного трюка и предрекает скорый закат группы.

Тем временем, к концу 1969 года оставшиеся песни выпускаются в виде второго альбома который назван просто Grand Funk. Часто, из за его оформления, этот альбом также называют Red Album – Красный альбом. Этот альбом вызвал особый восторг у молодежи своим бескомпромиссным тяжелым роком на блюзовой основе. В американских чартах он поднимается на 11 место. Большинство слушателей узнали о Grand Funk именно из этого альбома и только после него обратили внимание на On Time. Через полгода (6/7/70) он становится золотым, а в октябре 1970 года золотым становится и On Time.

В 1969 году GFR выступает в качестве разогревающей группы на концерте Led Zeppelin на стадионе Олимпия в Детройте. Публика не отпускает группу, и менеджер цеппелинов Грант вынужден просто выключить аппаратуру у GFR. Терри позже вспоминал что Грант, бывший борец - на голову выше чем Терри, схватил его за шкирку, приподнял над землей и глядя прямо в глаза медленно сказал - "Немедленно убирай группу со сцены, я сказал - немедленно!". Однако все кончается тем, что публика покидает зал во время выступления Led Zeppelin и к концу концерта они выступают перед полупустым залом. Те кто был на этом концерте говорят, что после игры Фарнера и мощи Grand Funk, Led Zeppelin производил впечатление довольно посредственной группы.

Терри часто критиковали за то, что он рекламирует Grand Funk как товар. Сейчас такой подход является общепринятым, но тогда это выглядело необычно, рок скорее был богемным, чем коммерческим. К примеру, так как радиостанции отказывались включать композиции группы в свои программы, Терри просто покупал рекламное время. В 1970 году он убедил Capitol арендовать самый большой рекламный щит в мире на Time's Square в Нью Йорке для рекламы GFR. Рекламный плакат выглядел примерно как фото в заголовке Home Page нашего сайта и все это стоило Capitol $100,000. Из-за забастовки обслуживающего персонала гигантский плакат провисел около трех месяцев, вместо арендованного одного. После этого практически вся Америка (и не только Америка) знала группу в лицо. Такого рода реклама была обычной в тех местах, где предстояло выступление Grand Funk.

Как бы отвечая на упреки критики о примитивности их музыки, в 1970 году Grand Funk выпускает менее тяжелый и более технически совершенный альбом Closer To Home, заглавная песня с которого посвящена молодым ребятам воюющим во Вьетнаме и мечтающих о возвращении домой. Плакат на Time's Square как раз и был сделан для раскрутки этого альбома. Первые свои альбомы Grand Funk записывал без особых ухищрений и исправлений, т.е. как получилось с первого раза. Это позволяло Терри экономить деньги, но также создавать особый "живой" звук на ранних альбомах. В этом смысле Closer To Home был более совершенным, над ним больше работали в студии. Этот альбом достигает шестого места в чартах США и немедленно становится золотым.

Следующий, первый двойной концертный альбом Live Album был записан на рок фестивале в Атланте в 1970 году. У фанатов группы этот альбом ценится за то, что передает ту неповторимую атмосферу, которая всегда царила на концертах Grand Funk. Он поднялся на пятое место в чартах . За 1970 год Grand Funk продал альбомов больше, чем любой другой музыкант или группа.

Live The 1971 Tour

Популярность группы продолжает быстро расти. Билеты на концерты продаются с невиданной доселе быстротой. Например 43,000 билетов на два концерта в Madison Square Garden в Нью Йорке были распроданы всего за два часа! В Детройте 12,000 мест были распроданы также за два часа, а не сумевшие купить билеты поклонники группы устроили беспорядки. В 1971 году билеты на шоу группы на стадионе Shea Stadium, вмещающем 50,000 зрителей, продаются за 72 часа, превзойдя таким образом рекорд установленный ранее группой The Beatles (которым потребовалось для этого неделя). Поклонники приходили занимать очередь поздно вечером, чтобы провести ночь в ожидании открытия кассы. Стали поговаривать о том, что Grand Funk побил все рекорды популярности, принадлежавшие до этого The Beatles.

В 1971 году выходит альбом Survival, который в первый же день продаж был реализован в количестве более 1,000,000 экземпляров, т.е. стал золотым в первый же день! Этот альбом отличался от остальных более спокойной и рафинированной музыкой и более профессиональной студийной работой. Тексты песен приобрели большую глубину.

В ноябре того же года был выпущен E Pluribus Funk ("Фанк для всех", перевод с латинского), с конвертом имеющим форму серебряной монеты с профилями музыкантов. Это был уже типично тяжелый рок, но в нем затрагивались социально значимые темы, такие как война во Вьетнаме, экология, перенаселение. Игра Мела на бас гитаре достигла нового звучания и новых высот. Этот альбом очень скоро стал золотым и продержался в чартах 30 недель.

Grand Funk отправляется в турне по Европе, завоевывать новых поклонников. Тур начинается бесплатным концертом в Хайд-парке, в Лондоне, на котором присутствовало 100,000 зрителей. Концерты проходят также в Германии, Италии. Билеты распродаются задолго до приезда группы (например 40,000 мест на стадионе в Милане). В Мюнхене даже начинаются беспорядки, когда отцы города решают отменить концерт. Европейские критики, разумеется, отзываются о Grand Funk с нескрываемым сарказмом. Однако, это еще больше подогревает интерес молодежи к группе.

В 1972 году альбом E Pluribus Funk выходит на 5 место в чартах. Однако назревают неприятные события. Марк, Дон и Мел решили разорвать свои отношения с Терри и взяли в качестве советника Джона Истмана (John Eastman) – шурина Пола Маккартни, а в качестве менеджера Andy Cavaliere. Что послужило причиной разлада трудно сказать. Есть разные версии. Одни говорят, что критика достала ребят и они были недовольны методами Терри, другие, включая Мела, Дона и Марка, считают, что Терри присваивал все заработанные деньги себе под разными предлогами, т.е. мошенничал . "Мы были наивными детьми и он делал с нами все что хотел, он имел все, а мы – ничего", - объяснял позже Дон. Судебные разборки продолжались большую часть 1972 и 1973 годов и не давали группе нормально работать. Кроме всего прочего Терри претендовал даже на название группы. Т.е. победа Терри могла означать смену названия группы. Чтобы выполнить оставшиеся обязательства перед фирмой Capitol (в котракте с Терри они обязаны были выпустить еще два альбома) в апреле 1972 года GFR выпускает двойной альбом хитов Mark, Don & Mel, который через два месяца становится золотым.

После разрыва с Терри к группе присоединился органист Craig Frost, который ранее играл с Марком и Доном в группе The Fabulous Pack. Как объяснял Марк, органист был необходим для создания более совершенного, “наполненного” звука. Многие поспешили похоронить группу, считая, что без Терри они ничего не стоят и Grand Funk пришлось все начинать сначала - вновь доказывать свою состоятельность. Новый альбом, который они выпустили к концу 1972 года, символично назывался Phoenix, группа как бы возрождалась из пепла. В этом альбоме Grand Funk приобрел новое, необычное, более полное звучание благодаря наличию органа и игре в некоторых композициях Doug Kershaw на элетроскрипке.

Mel Don Mark

Для продвижения альбома группа начинает турне из 40 концертов. Первый из них состоялся в Сиэттле, в октябре 1972 года. Новый стиль поведения Grand Funk на сцене и в музыке вызывает недоумение у зрителей, ставших несколько старше и сидевших тихо и спокойно, наблюдая этот спектакль и не понимая, что же такого они нашли в этой группе. На втором концерте, в том же зале, зал постепенно раскачивается и, когда концерт достигает кульминации после исполнения песен Closer to Home и Rock 'n' Roll Soul, рукоплещет группе стоя и требует ее на бис.

Группа поистине восстает из пепла, с каждым концертом ее популярность возрождается невиданными темпами. Альбом Phoenix выходит на 7 место в чартах и, как и все предыдущие, через месяц становится золотым. Этот альбом стал переломным в музыке GFR. Звучание группы приобретает более коммерческий характер. Многие почему-то связывают с этим альбомом начало упадка группы. Однако надо учитывать, что времена изменились и группа просто старалась соответствовать времени. И, в конце концов, ничего не вечно под луной. То, что альбом был хорошо принят поклонниками, дало уверенность музыкантам в том, что они могут успешно работать и без Терри (основания для страха были, вспомните провал The Fabuluos Pack).

Разрыв с Терри, однако, не остался без последствий. Терри утверждал, что группа осталась ему должна миллион долларов, и всячески мешал работать. Он требует аппаратуру в качестве компенсации, судится с телесетью, собиравшейся снять выступление Grand Funk, и даже пытается сорвать рождественский концерт в 1972 году в Madison Square Garden, все деньги от которого должны были пойти на благотворительные цели - реабилитационному центру для наркоманов Phoenix House (который и дал название альбому). Днем, во время репетиции, он врывается на сцену вместе с помощником шерифа и требует аппаратуру назад немедленно, ссылаясь на решение суда. На что Донни отвечает: "О да, разумеется, ну а я заявляю, что если ты прикоснешься к моей ударной установке, я собираюсь реквизировать твою гребанную голову". Дону тут же зачитали его права и сказали, что если он будет продолжать в том же духе, его арестуют. В конце концов адвокаты договорились, что группе будет позволено выступить, а аппаратуру арестуют после концерта. Просто все, в том числе и шериф, боялись беспорядков в случае отмены концерта. Эта выходка Терри была беспрецедентной в истории рок музыки. В апреле следующего года Grand Funk опять выступает в том же зале, собрав 20,000 аплодирующих поклонников, которые, забравшись на кресла, приветствуют свою любимую группу.

Следующий альбом - We're An American Band, стал одним из самых известных. Он имел конверт золотистого цвета и первое издание имело пластинку сделанную из такого же цвета винила как напоминание о беспрецедентной в истории рока серии золотых альбомов. И, естественно, стал еще одним золотым альбомом группы и достиг 2 места в чартах. Don Brewer принял активное учатие в написании композиций и его голос (не говоря уже о мощных ударных) превалирует в них. Титульная песня с этого альбома ставшая пожалуй самой известной песней группы и первой из песен GFR возглавившей хит парад, стала гимном группы, а за самой группой закрепилось прозвище The American Band. Лого The Pointing Finger (указующий перст, см. рисунок наверху на навигационной панели) с обложки альбома становится эмблемой группы. Критики, раньше нещадно критиковавшие Grand Funk, теперь отмечают заметно возросший профессионализм, прекрасную аппаратуру и звучание и возросшее качество песен. Вообще-то GFR профессионально играли всегда, как никакая другая рок-группа, просто новый стиль поведения на сцене и в самой музыке, сделал их творчество более доступным для понимания критиков.

Это был апофеоз Grand Funk, высшая точка в популярности группы. "Во мне жила вера", - говорил Марк Фарнер, вспоминая о трудностях с которыми пришлось столкнуться Grand Funk. - "Это нечто, что вело меня по жизни…Когда я только начинал играть, мне только хотелось опрокинуть пару бутылочек пива и играть ГРОМКО. Через свои песни я выражал то, что хотели выразить люди вокруг, но не могли. А я, играя громко, делал это. Когда группа добилась успеха, это была мечта, воплощенная нами в реальность." Группа, пугавшая поначалу своим обликом и музыкой музыкальный истеблишмент, в действительности оказалась одной из самых добропорядочных в мире рока, проповедовавшей простые жизненные ценности и американскую мечту.

В начале 1974 года в течение одного часа записывается сингл The Locomotion, который становится вторым хитом группы, возглавившим общенациональный хит парад. Продюсером этого сингла, как и предыдущего альбома, был Todd Rundgren. Он же стал продюсером альбома Shinin' On выпущенного в марте и поднявшегося на пятое место. Альбом обладал единственным в своем роде дизайном - конверт был оформлен в психоделическом стиле и к нему прилагались специальные очки, позволявшие видеть трехмерное изображение музыкантов. Как и все выпущенные до этого альбомы, Shinin' On стал золотым.

В этом же году выходит All The Girls In The World Beware!!!. Jimmy Lenner, будучи продюсером, делает сильный крен в сторону поп-музыки. Это отталкивает многих фанатов группы. Тем не менее альбом по инерции становится золотым, а сингл Some Kind of Wonderful поднимается на третье место. Это, увы, был последним золотой альбом группы. Эксперимент с поп музыкой оказался неудачным. Позже все золотые альбомы группы становятся платиновыми.

GFR все время много гастролировала. В 1974 году все билеты на концерты группы в США, Европе и Японии распродавались полностью. В августе 1975 года издается двойной концертный альбом Caught In The Act. Этот альбом показал всю мощь живого звука группы Grand Funk, один из лучших концертных альбомов одной из лучших концертных рок групп. Однако, предыдущий альбом отвратил многих поклонников, и новый концертный альбом, невзирая на все его достоинства, не был продан в ожидаемом объеме и стал первым альбомом не ставшим золотым. Было очевидно, что популярность группы падает.

Mel and Mark Caught in The Act Понимая это, фирма Capitol старается закончить свои отношения с Grand Funk, а ребята, также уставшие от музыкального марафона (12 альбомов за 5 лет), хотят взять тайм аут и обдумать заново свои творческие планы. Но чтобы выполнить контракт с фирмой нужен еще один альбом. По всему видно, что очередной альбом Born To Die записан без особого энтузиазма, лишь бы закончить отношения с Capitol, компанией на которой были записаны и все предыдущие альбомы. Многозначительный дизайн альбома, на конверта которого были изображены музыканты, лежащие в гробах, вызывал неприятные предчувствия у многочисленных поклонников, что этот альбом мог стать последним. Он был сделан в спокойной, не свойственной Grand Funk, манере, но обладал особым очарованием. Проблема была в том что Capitol перестал поддерживать группу и новый альбом не был раскручен со стороны Capitol. Заглавная песня с альбомы была посвящена кузену Марка который недавно погиб катаясь на мотоцикле - в то время символе свободы в Америке.

Пронесся слух, что группа распалась. И действительно, на одной из репетиций Дон сказал, что он устал от такой жизни и не видит дальнейших преспектив, и вообще он хочет учиться и приобрести специальность, чтобы в дальнейшем иметь более стабильный источник заработка.

Тем не менее, ребята решили сделать еще одну попытку. Grand Funk трудно было удерживать популярность в то время, когда набирало силу течение диско. В попытке найти новый, более привлекательный, стиль исполнения, Grand Funk приглашает Frank'a Zappa продюссировать новый альбом, записанный на собственной студии GFR - The Swamp, в Parshallville, Michigan, и изданный омпанией МСА Records. Он также имел многозначительное название - Good Singin', Good Playin'. Этот альбом с наиболее, пожалуй, совершенной студийной работой и звучанием (благодаря Фрэнку) считается у поклонников группы одним из лучших. Но времена уже изменились, рок вышел из моды и альбом не получил промоушена со стороны студии, да и группа будучи на грани распада не стала раскручивать его организацией концертного тура. В результате он совершенно незаслуженно так и не стал золотым. После этого альбома группа решила уйти находясь на вершине славы. В январе 1999 годы этот альбом был переиздан с полностью востановленным динамическим диапазоном и с прекрасным буклетом в виде CD компанией MCA records.

После распада, в 1976 году, Марк Фарнер организовал Mark Farner Band выпустив песни которые были приготовлены им для следующего, так и не записанного, альбома Grand Funk. Другие участники группы продолжали выступать под названием Flint. С годами у Фарнера усиливались религиозные убеждения, которые чувствовались во многих песнях Grand Funk. В 1981 году Grand Funk вместе с менеджером Andy Cavaliere сделал попытку вернуться, выпустив по контракту с Warner Brothers records в июле альбом Grand Funk Lives! (песня Queen Bee с этого альбома считается одной из лучших у GFR, она была включена в саундтрек мультфильма Heavy Metal, который, будучи выпущенным отдельным альбомом, стал золотым), а затем в январе 1983 What's Funk?, однако без большого успеха. Группа распалась вновь и надолго.

Мел вначале принимал участие в репетициях альбома Grand Funk Lives!, но вскоре покинул проект из-за разногласий относительно менеджмента. Вот что говорит Мел по этому поводу в одном из интервью: "Менеджмент пытался нас вести в направлении, в котором я не хотел идти. Я сказал - я не могу работать для менеджера, это он должен работать на меня, а он и слышать не хочет мое мнение. Я вас всех люблю ребята, но я не могу так работать".

Заменивший Мела Денис Берлингер, земляк Марка, Дона и Мела, ветеран войны во Вьетнаме, участвовал до этого в сольных альбомах Марка. Альбом Grand Funk Lives!, несмотря на благоприятные отзывы в прессе, не вошел даже в сотню лучших альбомов, а What's Funk? вообще не вошел в чарты. Мел считает, что причиной провала первого воссоединения было его отсутствие в составе группы. Grand Funk - это Марк, Дон и Мел. И отсутствие хотя бы одной из этих составляющих нарушает всю магию группы. На самом деле причиной было отсутствие новых музыкальных идей. После 1976 года и по сей день Grand Funk не смогли предложить ничего такого чтобы могло вызвать интерес у публики.

И вот, по прошествии 13 лет, Grand Funk, к радости своих поклонников, объединился в 1996 году в первоначальном составе: Farner, Schacher, Brewer, дав первый объединительный концерт в Детройте и начав длительные гастроли по США, которые закончились в ноябре 1998. В октябре 1997 года Capitol выпускает без согласия и контракта с музыкантами двойной концертный CD Bosnia, восторженно принятый поклонниками группы. Этот альбом был записан на концерте в Auburn Hills, MI в апреле 19977 года, все сборы от которого должны были пойти в фонд помощи народу Боснии, и отличался необычайно хорошим звучанием, а игра музыкантов достигла верха совершенства.

К сожалению в конце 1996 года группа распадается вновь так и не выпустив альбом с новыми песнями. Поводом для распада были обвинения Фарнером Мела и Дона в разных грехах. На самом деле Марк настолько увлекся религией, что ему было тяжело исполнять песни Grand Funk, многие из которых в лучшем случае никак нельзя было назвать религиозными. Кроме того Дон считал, что Марк со своими религиозными причудами и проповедями заходит слишком далеко.

Все это разрушает намечавшийся успех восстановленной группы. Канал VH-1 выпускает передачу в серии Behind The Music посвященный Grand Funk. АCapitol выпускает богато оформленную антологию к 30-ти летию группы. На трех CD содержатся лучшие песни группы, ряд не издававшихся ранее песен и три новые песни записанные в 1997 году.

Позже, летом 2002 года, Capitol выпускает оригинально оформленный так называемый Trunk Of Funk (изображен на Home Page нашего сайта) содержащий все альбомы Grand Funk изданные Capitol в 60x-70x-годах в виде набора из 12 CD re-mastered в 24-битном формате. Это пожалуй самые качественные записи Grand Funk доступные в настоящее время.

Сольные проекты Grand Funk рассмотрены на отдельных страничках нашего сайта.

Band photos were taken from Donna Wightman's Official Grand Funk Railroad site and scanned from cover of "Live The 1971 Tour" CD.


Unofficial Russian Grand Funk Railroad Site